от sevthegod
/ Статьи
Дек. 31, 2016
ХИП-ХОП МИКРОСКОП: EMINEM «GUTS OVER FEAR» (2014)
Маршалл боится. Маршалл слаб. Маршалл продолжает бой.
Существует хрестоматийный пример Джерома Сэлинджера: когда его роман «Над пропастью во ржи» стал по-настоящему популярным, автор перестал публиковаться. За высокой оградой особняка в Корнише, штат Нью-Гэмпшир, затворник прожил более сорока лет. Настолько большой срок русская википедия помещает в раздел «Последние годы», длиною в один абзац. Неизвестно, боялся ли он самоповторов; быть может, популярность осточертела; вероятно буддизм сыграл роль. Решения он не изменил, писал для себя и возможно прожил счастливые, пускай и асоциальные, годы. Эминем продолжает читать рэп. Не ради денег: музыкант ударился не в буддизм, а наркотики, поэтому три года затворничества чуть было не оформили ему вечный отпуск – на том свете.
«Guts Over Fear» – гимн ремесленника, ударника труда. Очень напоминает пример моего деда, Царство Небесное. Проработав на заводе 40 лет, с уходом на пенсию он просто не знал, чем себя занять. Так устроен человек – когда он профессионал своего дела, фанатик, у него не получится не работать не в ущерб себе. Маршалл так и говорит:
“Это все что я умею”
Нолановский Брюс Уэйн оставлял на растерзание коррозии свой «Бэтмобиль», но всё равно возвращался в бой – супергерои по-другому не могут. Эминем, не только из-за «комиксовых» синглов и различных альтер-эго, тоже сверхчеловек – во всяком случае, равняются на него не меньше (школьников, студентов, рэперов – неважно). Так и на «Guts Over Fear» – супергерою очень страшно, он слишком много преодолел, а персональный Бэйн рано или поздно победит; его персональный Бэйн – это время, которое вытягивает из тебя все креативные мысли и всё, что остается делать – это
писать одно и то же разными словами
Вообще, по всему альбому Коммона написать микроскоп было легче, чем сейчас – и дело не в хитромудрых панчлайнах. Работа воспринимается как цельное произведение, отдельные цитаты не так уж и цепляют. Однако для протокола, бюрократической волокиты и непосильной стандартизации редакционной политики, придется рассмотреть лучшие строки и засунуть себе своё мнение в жопу (не буду хитромудрым в традиционном фразеологизме).
Смысл смыслом (какое немилозвучное словосочетание), а залог удачного рингтона – это припев от Sia. Хук, кстати говоря, выдающийся – среди припевов молодых и перспективных, заавтотюненых и накуренных господ, этот вытаскивает где-то из за койки поэтичность. Первое четверостишье гласит – Эминем боялся. Ему страшно было вспоминать своё прошлое каждый раз, когда нужно написать новую песню. Страшно выпускать эту песню – критики и критики по призванию души (т.е. – комментаторы) уже готовы спеть свою застольную про то, как Эминем сдулся. И, наконец, главное: пережитое Маршаллом, источник его вдохновения, настолько ужасен, что он не хочет переживать что-то подобное ещё, будь то новая муза или очередной творческий взлёт.
Пускай это и поёт Sia, но чувствуется именно поэтический дар Эминема – во второй строке. С одной стороны обыгрывается вся эта история со славой: лирический герой вроде как и в защищённом доме, но кругом ловушки (trip wires), так что приходится ходить на носочках (tiptoe). Двойное дно в том, что «trip wires» также означает предательство в любви, когда недоверие достигает такого предела, что приходится смотреть за своим суженым.
Следующие две строки простые, как «не стоит прогибаться под изменчивый мир», но настолько же мудрые. Вечные извинения и оправдания через слово только унижают сильного артиста – Маршалл готов принять удар на себя, он не убегает от проблем. Ему не нужен забор в Нью-Гэмпшире и 40 лет затворничества.
Название песни на русский язык невозможно перевести нормально: разве «мужество вместо страха» звучит так же круто? Про «труднопереводимое» здесь и поётся: он не бесстрашен, но готов преодолеть этот страх.
Первые три строчки – это осознание. Подтверждение того, что о своих проблемах Эминем знает лучше критиков. Да, его творчество – это сплошные самоповторы; правда, хорошие самоповторы обычно называют «верностью стилю». Следующее двустишье – это безальтернативность. У Маршалла нет возможности стать другим, хип-хоп – его единственная розетка (outlet); его личность – это единственная «оболочка» (outlet). Eminem или Shady, но ему не удастся стать кем-то другим – он не может не быть Маршаллом Мэзерсом. Исполнитель обязан быть артистом, но актёр – это уже совсем другая профессия. Да и Дэнзель Вашингтон, главный герой которого будет мочить русскую мафию под эту песню в фильме «The Equalizer», перевоплощался уйму раз, но оставался Дэнзелем Вашингтоном, со своей мимикой, жестами – играя отлично или немного хуже (ааа, нет, я – глор, – Вашингтон всегда отличен).
В 1996 году вышел первый, самый незаметный, альбом в карьере Эминема – «Infinite». Там его обвинили в подражательстве Насиру Джонсу и AZ; всё, что оставалось делать – стать собой. Маршалл выпустил когти (claws), показал клыки (fangs) и стал «врагом номер один» большинства индустрии.
Эминем никогда не шёл в рэп ради денег или славы – он был настоящим фанатом игры, и делал это фактически без шансов на успех (все же помнят, что Маршалл – белая ворона, а из популярных хип-хоп коллективов в Детройте тогда была аж одна группа – Insane Clown Posse[такая популярная, что 75 процентов аудитории ушла гуглить]). Поэтому всё, что он делает, как бы сказал KRS-One, «для культуры», и не считайте его поражения предумышленными – он тоже человек, каким бы «Rap God» его не считали.
Bizarre, кроме полного друга и соратника Эминема, ещё и означает «причудливость». Но самое причудливое и сумасшедшее (crazy part), что пройдя сквозь весь огонь и трубы, поменяв свой стиль в 2010 году (stopped saying«I gave a fuck»), Эминема начали уважать даже те, кто когда-то его ненавидел. Честность сыграла на руку артисту.
Однако, он сделал это не для популярности – рэпер просто честен со слушателем. Отец троих дочерей, трезвенник и взрослый мужик вряд ли будет строить свою музыку вокруг клоунады («We Made You»), он скорее напишет ещё одну «Not Afraid». Кстати говоря, «Guts Over Fear» – это и есть новый «Not Afraid», только теперь Маршалл преодолевает не страх вернуться в прошлое, а боязнь идти дальше.
«Take it with a grain» – идиома, эквивалент нашей «не принимай близко к сердцу». Но полностью предложение «Take it with a grain of salt and eat their fucking faces off» имеет двойное значение: обыгрывается наркотик «bath salt», под воздействием которого люди натурально начинают жрать лица других людей («eat their fucking faces off»).
В редакции новая композиция Эминема понравилась только мне. На американских форумах вовсю обсуждают: а не разучился ли Маршалл читать рэп? Иронично, что такие мнения возникают по поводу песни, которая не отрицает факта – Эминем не может стать другим, он будет говорить о том же.
И даже если это так, пускай Маршалл не напишет ничего нового, но ведь Сэлинджера помнят по одной «Над пропастью во ржи». Так что, как пишет Эминем в последних двух строках:
его имя будет жить даже когда он умрёт
А лучше процитировать дословно:
Источник: http://www.rap.ru/reading/20012