Чтиво
Декабрь 31, 2016

GZA: Пьяный Мастер (Интервью)

gzagenius-4dda693c8d7b52

Хотя его тексты пишутся по правилу «наполовину короче, вдвое сильнее», интервью с GZA оказывается очень продолжительным.


 

19 лет назад Genius выпустил свой первый релиз. Более известный как GZA, этот МС всегда помещался на противоположную от RZA сторону воображаемого круглого стола Wu-Tang и занимал столь же важное место в мифологии коллектива. Спокойный и рассудительный, он знает толк в работе над словом, что заставляет считать если и не самым искушенным текстовиком из числа участников Wu-Tang, то определенно одним из. Ну и, не будем забывать, именно GZA стал первопроходцем, проложившим для других участников клана дорогу на рекорд-компании.

HipHopDX поговорил со словоохотливым Genius об искусстве эмсиинга, одаренных и не очень рэпперах и о подзабытом дебюте 1991-го года «Words From The Genius». Беседа вышла продолжительной, подстать карьере, но его рифмы всегда останутся «half short, twice strong».

Мир, GZA! Как поживаешь? Что там случилось на South By Southwest? (ежегодный фестиваль музыки и кино, проходящий в Техасе. Тот, о котором идет речь, прошел в марте этого года – прим. Rap.Ru)

GZA: (Смеется) Это была жесть. (Смеется) Не, нормально, я повеселился.

Я слышал кое-что о том, что произошло, но хотелось бы услышать это от тебя… Ты как вообще, не против об этом поговорить?

Ок. Прежде всего, я бы хотел извиниться перед фанами и людьми, которые туда пришли, за слабое выступление в четверг. Что там вообще произошло? Ну, сначала я пропустил выступление в среду. Меня остановили секьюрити в аэропорту. Повели меня проверять, проходит ли сумка как ручная кладь, хотя и так было видно, что все нормально. Мимо проходили люди с сумками намного больше. Ну, я нагрубил ему. Транспортная служба безопасности думает, что они контрразведка.

Меня это тоже беспокоит.

Они делают свою работу, но не знают, что они ищут. Не соображают, что вообще происходит. Все, что они могут, это два раза проверить твои документы и посветить в глаза фонариком. Вот и все.

Ну а потом, когда я туда наконец добрался, уже в четверг, я выступил на первом концерте и напрочь забыл о втором. Я думал, что второй будет в пятницу и стал тусить с Биллом Мюреем. Я крепко убрался… А потом слышу о концерте сегодня. Я такой: «Концерт? Какой концерт?» За весь день ничего толком не поел, а выпил нормально. Я даже стал размышлять, что будет лучше, выступить пьяным или не выступить совсем. Ну я выступил, получилось плохо, конечно. До сих пор все думаю, а как было бы на самом деле лучше поступить. С момента, когда Доминго, менеджер U-God, вытащил меня на сцену, я даже ничего особо не помню. Вот что там произошло.

Я слышал, что Killah Priest и 9th Prince выступили вместо тебя в среду.

Мне мой менеджер об этом сказал. Это было круто с их стороны.

Такое случается и с лучшими из нас. Что вы там с Биллом Мюреем пили?

Начал я день с пива. Не помню, как называется, забавное такое название, иноземное. Темное, типа «Гиннесса». Выпил где-то четыре, ну это нормально. Потом во время выступления, возможно, выпил пару. И рюмку чего-то крепкого. После концерта мы пошли в бар неподалеку, где уже зависал Билл. И тут он начал пить! Рюмка за рюмкой. Раз, раз, раз, еще, еще, а потом бум! И накрыло. И тут чуваки начинают говорить, типа «Пойдем, надо отыграть этот концерт.» А я «чо?». Уже никакой. Думаю, многие зрители это заметили. Урок усвоен.

Урок усвоен. Давай поговорим о музыке. Знаешь, я думаю, что «Protools» начал своего рода ренессанс Wu-Tang, который мы сейчас наблюдаем. «Only Built 4 Cuban Linx…Pt. II», «Dopium», «Wu Massacre», альбом Inspectah Deck и Masta Killa. Расскажи про последние два года.

Думаю, это здорово. Wu-Tang Clan на виду уже много лет, и мы определенно проделали немалую работу. «Only Built 4 Cuban Linx…Pt. II» очень хороший альбом. Спасибо за комплимент по поводу «Protools». Я действительно много в него вложил – времени и усилий. Он начинался как альбом-компиляция на Babygrande Records, потому что не было особо финансов на что-то серьезное. Но у меня хорошие отношения с президентом Babygrande Чаком Вилсоном. Задумывалось, что это будет «GZA Presents…».

Но я потратил несколько лет на этот альбом. Время шло, а я все делал песни. В начале думал просто собрать на нем своих братьев, в том числе новичков. А потом подумал, я ж не могу просто взять и записать, что попало. Со временем альбом все совершенствовался и усложнялся, появлялись новые мысли, новые идеи. В итоге получилось, что я записал этот альбом где-то дня за четыре. В последнюю минуту, когда времени уже в обрез было.

Не слышал, чтобы парни из Клана много говорили о нем. Сейчас я даже не знаю, кто из нас слушает что из нашего. Наверное, «Protools» вообще пара человек всего послушало из группы. (Посмеивается) Понимаешь? Но если это на что-то их вдохновило, каким-то образом повлияло на их работы, это здорово. Альбом Rae очень хорошо приняли, сильный альбом. Я всегда стараюсь выкладываться по полной, что бы я ни делал – даже, если это микстейп. Хотя я их не так уж часто выпускаю. Короче, я не могу издать, что попало.

Об этом следующий вопрос. Я очень уважаю тебя именно за это, за то, что не делаешь этих компиляций. Очень мало подобных «rapper presents…» на самом деле хороши. В твоем каталоге только реальные вещи. Из тех записей, которые обязаны быть в любом магазине. Не думай, что это простая лесть, это факт. Действительно ли так важно уважать свой брэнд, все эти 19 с лишним лет? Я также знаю, что когда ты записываешь кому-то фиты, то к этому тоже очень серьезно относишься, чтобы куплеты были не ниже твоего уровня.

Это очень важно держать свой бренд на уровне. Всегда. Опять если вспомнить мою промашку с этим концертом, нужно быть очень внимательным.

Был однажды случай в моей карьере, когда я этим правилом пренебрег. Я сказал, что никогда не буду халтурить, что бы я ни делал. Но однажды я попал на трек «KFF 2000», кажется, в 2000-м или 2001-м. Это был парень из Японии Nigo, он еще основал Bathing Ape, хотел, чтобы я был на треке. Я просто пришел на студию, зачитал под его бит. Это, наверное, был мой самый дорогой фит, больше мне за куплет не платили. Я должен был просто войти и зачитать, на все про все минут десять. Это был почти фристайл. Очень слабый куплет. Я очень быстро его записал.

Где-то через шесть-семь лет, в каком-то магазине на Манхэттэне я наткнулся на эту запись на виниле, стоила около сотни баксов. Я очень дерьмово себя почувствовал, не думал, что эта песня всплывет в Штатах. Ее слушать противно. Это, возможно, единственный куплет GZA, прослушав который, задашь себе вопрос, а старался ли он вообще. Это был первый и последний раз.

Многое говорят о пластинке, над которой ты работаешь сейчас. Можешь рассказать, о чем она, какова тематика, над чем заморочен в этот раз?

На протяжении всей карьеры я стараюсь оставаться ярким. И говорить по существу. «Half short, twice strong» (наполовину короче, вдвое вильнее) – это мой девиз. Мой модус операнди. (Цитирует «As High As Wu-Tang Get»)

 Too many songs / Weak rhymes that’s mad long / Make it brief, half short, twice strong.

Я всегда верил: то, что можно написать в 24 строки, можно рассказать в 16-ти, а то и восьми. Наглядно и сильно.

Что касается будущей работы, не думаю, что я хочу чего-нибудь баттлово-репрезентового о себе самом. Такого хватает на многих моих альбомах, на каждом. Не хочу впутывать в это мой лирический талант и эго. Хочу, чтобы эго осталось в стороне. Я хочу делать вещи на сознательном уровне. Когда я говорю «сознательный», не думайте, что я надену рясу и начну петь, обратившись к небу. (Смеется) Это по-прежнему плотный стафф, подача в моем суровом стиле. Даже ругательства – я их не использовал на последних трех альбомах, ну может раз или два. Не потому что я сажусь и говорю: «О, я буду образцом для подражания, не буду материться». Просто, когда я сочиняю, ругательства не приходят в голову. На «Liquid Swords» все было по-другому. На «Shadowboxin» я «nigga» употребил раз 14. Но ты растешь и развиваешься, как художник. Я могу ввернуть ругательство, когда разговариваю или когда отдыхаю. Если я читаю о кокаине в 93-м и 2010-м, я все еще рифмую о кокаине, казалось бы, нет никакого роста – если не считать того, что я делаю это совсем в другом ключе.

Я недавно разговаривал с Deck, знаешь, такое ощущение, что The «W» не стареет. В прошлом году я попал на твое выступление, ты играл вещи из «Liquid Swords». Мне показалось, что ты получаешь намного больше удовольствия от выступлений, чем многие из рэперов-сверстников. Тебе это нравится так же, как и раньше?

О да, я еще на многое способен. На протяжении своей карьеры я хотел выпускать альбомы раз в четыре-пять лет. Между «Liquid Swords» и «Beneath The Surface» четыре года, потом еще три, потом два. Не так уж часто я издаю свои работы. Но я очень люблю делать песни, работать над ними. Взять, например, «0% Finance», я ее писал недели две – просто собирал информацию о машинах, терминологии, сленге, все о тачках. Я так пишу. Я не буду тупо писать о том, как я качу на «эскалейде» или продаю «бьюик». Названия моделей ведь можно обыграть, используя двойное значение. «Навигатор» – это мореплаватель, «эксплорер» – исследователь и так далее. Я хочу поднять искусство рифмования на новый уровень, подключить к нему умственные способности. Так много вещей, о которых можно рассказать. Земля, природа, мысленные процессы. Изучение это ведь так прекрасно. Это неправильно, что хип-хопу уже столько лет, а ничего так и не изменилось. Люди говорят об одном и том же, это ведь так ограниченно. Я могу рифмовать о горах и море, а звучать будет так же круто, как «Triumph.» Так же прокачено, как «Clan In Da Front.»

KRS-One, Rakim, Kool G Rap, Slick Rick и Big Daddy Kane делали коммерческую музыку, но безмерно крутую. До сих пор качает. На «It’s Been A Long Time» у Ракима была строчка: «I leave authors and writers with arthritis.» Бум! Ман, это ж невероятно проницательно. Special Ed на «I Got It Made», «I’m outspoken / My language is broken into a slang / But it’s just a dialect that I select when I hang». Ему 16 лет было, когда он это написал. Да он бы на куски порвал всех этих сегодняшних 16, 17, 18-тилетних рэпперков плаксивых! Как мог шестнадцатилетний такое написать? Вот о чем я говорил пару лет назад, я не нападал на Soulja Boy! А все перевернули с ног на голову. Я просто сказал, что у парня слабые тексты и привел в качестве примера Special Ed, мол не нужно списывать это на возраст. LL Cool J в том же возрасте был просто монстром.

Shyheim.

Shyheim был монстром! В 14! Вот о чем я говорю. Зачем так упрощать? Зачем все эти (посмеиваясь, фристайлит)

«Here I am / In a car / Doin’ an interview / Drivin’ really far / Drinkin’ water / It’s cool / Sittin’ next to my daughter».

(Смеется) Да я тысячу таких песен могу за день сочинить.

Как много эмси могут сегодня написать что-нибудь стоящее, кроме Nas и еще нескольких действительно умных исполнителей? Нет у нас этого в хип-хопе.

В прошлом году я был у Easy Mo Bee, на его студии. Он играл кое-что с «Words From The Genius». Знаешь, это у меня твой любимый альбом. Как ты к нему относишься, к самому первому альбому, выпущенному кем-либо из Wu-Tang Clan?

Это очень хороший вопрос. Мы как раз говорили о нехватке классных текстов, о проблеме тематики, всех этих бифах и невежестве… У Easy Mo Bee была хорошая строчка про бифы.

«I bet ya never would’ve heard Whitney Houston tell Aretha Franklin ‘Hot damn, ho, shut the fuck up!».

Это он MC Lyte ответил, на ее «Hot damn, ho, shut the fuck up» в песне «Shut The Eff Up». Мне очень понравилась эта строчка.

Что касается «Words From The Genius», я вспоминаю сейчас те времена… RZA, Raekwon и остальные всегда были поклонниками GZA/Genius. Я однажды слышал, как Риза сказал: «Джиза был нашим Ракимом». Это большая честь для меня. Это всегда меня поддерживало. Я был любимым эмси Ризы, не думаю, что это потому, что мы родственники. Но когда я вспоминаю тот альбом, ты можешь не согласиться, а я думаю, что был далек от уровня тех парней, в плане текстов. Не знаю, мне так кажется. Конечно, у меня были крутые тексты. Очень многие тексты с «Words From The Genius» были приготовлены для баттлов. Я готовился к участию на New Music Seminar, но не успел зарегистрироваться вовремя. Я мог бы даже выиграть там, кто знает, тексты реально сильные. Но когда я слушаю альбомы KRS или Rakim – парни выпустились в 86-м, а я в 91-м – я чувствую, что нечего даже сравнивать. Слушаю некоторые песни, «Superfreak» например, и как-то смущаюсь даже. (Смеется) Некоторые песни нужно было по-другому сделать. Хотя до сих пор люди продолжают говорить мне, что альбом опережал свое время.

Мне очень нравился ремикс «Pass The Bone», спродюсированный RZA для переиздания 94-го года, но не совсем понимаю, а зачем это вообще было нужно…

История такая: парни из Cold Chillin’ Records смекнули, что после выхода «Enter The Wu-Tang (36 Chambers)» они могут заработать на «Words From The Genius». Так работают лейблы. Тайрон «Fly Ty» Вильямс, хороший парень. Я его уважаю за то, что он меня подписал, это ведь мой первый контракт. Я уже потом, годы спустя выяснил, что бюджет, который он мне предоставил, был больше, чем он кому-либо давал. Даже у Кейна с его платиновым статусом бюджет первых альбомов был меньше, чем у «Words From The Genius», только третий или четвертый его альбом со мной поравнялся.

Но я думал, что Тайрон не знает, как управлять лэйблом. Cold Chillin’ начали одновременно с Def Jam, а список артистов у них был даже покруче, учитывая Juice Crew. В 80-ые они были как Ву-Танг. Когда я ушел на Geffen и выпустил «Liquid Swords», они просто решили заработать. Снова выпустили «Words From The Genius», сменив обложку и засунув туда ремикс, с которым не хотели даже возиться. Он им даже не понравился, этот сраный ремикс. Это Ризы ремикс? Риза, твой кузен? Он им не понравился. Они хотели, чтобы я переделал «O.P.P.» Naughty By Nature. Гребаная индустрия. На «Protools» я говорю, «Out of 99 emcees, only one speaks in his own voice.»

Раз уж мы говорим об искусстве эмсиинга, каким куплетом ты гордишься больше всего?

Черт! Сложный вопрос. Я многими горжусь. Обычно, когда я пишу альбом, то после выхода его уже не слушаю. Protools не слушал года полтора, а то и больше. Но во время записи я гоняю песню снова и снова, слушаю один и тот же куплет по многу раз. Анализирую песню, оцениваю ее. У меня очень много куплетов, которые мне нравятся, так что выделить один непросто.

Когда я работал над «Liquid Swords», мне очень нравилась «Duel of the Iron Mic». Любимая песня была. «Hells Wind Staff / Killah Hills 10304» тоже очень нравилась. Я хотел показать в то время всем этим уличным котам, читающим про кокс, что можно подать все это на другом уровне, в необычном стиле.

«Restaurants on stakeout / Ordered the food on takeout / Chaos outside of Spark’s Steakhouse…»

Начинается трек с Джона Готти, эти разговоры, Ву-Гамбинос и все такое. А потом я упоминаю ресторан Spark’s Steakhouse, где по его заказу был убит Пол Кастеллано. У меня много таких вещей.

Из последних любимая «0% Finance». Во-первых, потому что там ускоренный темп, около 110 ВРМ, и 104 строчки подряд. Она никогда не надоест. Начинается вроде про девушку, потом ее брата… но в то же время она и про тачки! Вся песня-то про тачки. Думаю, я это очень умело совместил. Сейчас, это одна из любимых песен. Не могу пока поставить какую-то другую выше, пока не напишу что-нибудь еще круче. Что-нибудь, что повлияет на общество. Может, на следующем альбоме я сделаю настолько сильный трек, что он изменит мироощущение людей.

Источник: http://www.rap.ru/reading/389 (12 Апреля 2010)

Рейтинг: 0
лого

 

или


Восстановить пароль
лого

 

или


Пароль не введён
Вход-03 Регистрация