логотип

«Из Баклажана Всегда Можно Пересесть»: Интервью с Эрнесто Заткнитесь (2015)

8477

 

Сегодня у тебя прошёл первый концерт твоего осеннего тура. Как почин?
Эрнесто: Первый концерт тура весьма отличается от того, что будет – сегодня я выступал один, обычно я выступаю с Александром, участником «ркг», он же Logonaut, он же битмейкер, набирающий популярность, надеюсь. Сегодня я был один, я сам впервые в жизни подключал звуковуху, хоть я с техникой обычно не очень в ладах – но сегодня пришлось. Я доволен, у меня все получилось, не сорвал голос, на бис хорошо исполнил «ГО/\ОС».

Уже стандартный вопрос для тебя о Versus. Считаешь ли ты участие в этом баттле поворотным моментом в своей карьере?
Эрнесто: Я очень люблю слова, очень люблю язык, манипуляции с ним, для меня это, наверное, самое интересное в жизни, копаться в языке – нащупывать его, приручать его, делать так, чтобы он был твоим орудием, товарищем, а не просто каким-то справочником, откуда ты берешь слова для выражения эмоций. И Versus – это один из необычных способов обращения с языком, способ посмотреть на язык, на стихосложение иначе, потому что в конечном итоге это тоже стихосложение, просто с другими размерами, иногда вообще без размера, есть просто рифмы, есть особенные размеры – для меня это очень интересный опыт работы с языком. Это первое.
Второе – это интересный вызов себе, потому что Versus-баттл это поединок, где ты предстаешь не только как человек, который копается в языке. Тебе нужна еще и психологическая устойчивость, ты —боец импровиза, потому что ты должен уметь реагировать на колкости, зафристайлить, сделать ре-баттл, как говорят на западной сцене. Это многосторонний эксперимент, и, естественно, совсем не отрицаю, Versus много смотрят, это хороший способ показать себя аудитории. Да, большая часть этой аудитории мелковата и туповата, но там тоже находятся интересные люди, которые остаются со мной и слушают моё творчество.

Раз ты упомянул о западной сцене – какая из лиг тебе нравится, на кого ты посоветовал бы обратить внимание?
Эрнесто: Я ничего нового тут не скажу – я очень люблю KOTD, потому что все-таки URL, при всей его ортодоксальности, это очень специфическая лига, там очень много темнокожих баттлеров, которые мало внимания уделяют языковым и лингвистическим играм, больше стараются копаться в персональных моментах, брать флоу, агрессией – это не очень интересно, тем более что их акцент не вполне удобоварим. Поэтому я люблю KOTD, там всегда в цене именно слово, метафоры, схемы, словесная эквилибристика.
Мои фавориты – это Charlie Clips, Arsonal, Chilla Jones, Conceited, Dizaster, Illmaculate. 100 bullets – вот еще забытый персонаж, темнокожий, которого обвиняют в том, что он слишком белый.

На западе многие баттл-рэперы играют на одних и тех же фишках из года в год, у нас же этим многие объясняют твой проигрыш в финале Fresh Blood, однообразно, мол, получилось.
Эрнесто: Да, в этом тоже дело, но мне кажется, что во многом я проиграл потому, что психологически сломался. Это было неожиданно — Alphavite был хорош, он больше меня хотел выиграть, мы на тот момент уже достаточно хорошо общались, и я не сумел в себе воспитать перед баттлом весомую агрессию к нему, а он сумел. Он действительно преобразился, начал на меня давить, и я немного растерялся. Толпе в тот день больше понравился он.
Я не отрицаю, что я сделал то же самое. Тут проблема не в том, что я сделал то же самое, проблема в том, что Alphavite сделал не то же самое.

Как у тебя проходит подготовка к баттлу? Сколько уходит времени на написание текста?
Эрнесто: Рассуждать на эту тему, пока я был во Fresh Blood, не имеет смысла, потому что сколько давали – столько и давали, иногда месяц, иногда чуть меньше. Сейчас я готовлюсь к баттлу с 13/47, времени будет побольше, баттл будет, наверное, в конце декабря. Бывало, я уже в поезде дописывал строчки какие-то, переписывал свои диктофонные записи. Пишу-пишу-пишу, потом окидываю взглядом текст, смотрю, чего не хватает: мало шуток – дописываю шуток, мало флоу – дописываю фишечки с флоу, мало персонального – роюсь еще в биографии. Ну и, конечно, стараюсь давать заценивать всё своим хоумисам.

Расскажи о своём переезде из Воронежа в Питер. Довелось сменить работу?
Эрнесто: Мне нужны были люди, в Воронеже много интересных людей, но большое количество таких людей сосредоточено в столицах. Москва мне не нравится по темпу, по архитектуре, по количеству людей нерусских, скажем так. В Питере этого меньше, все нерусские в Питере гораздо более воспитаны. Так-то я нормально отношусь к представителям любых наций, но в Москве можно натолкнуться на невоспитанных приезжих, в Питере этого меньше, там, например, все водители автобусов представители Ближнего Востока, и все они хорошие, отзывчивые ребята.
Переехать в другой город – это вызов, ответственность, адреналин. Мне это нужно, я не люблю засиживаться на одном месте. Питер – большой город. А часто именно твой город является основным источником твоей популярности, потому что твои друзья приводят своих друзей. Все это растет, как снежный ком. Раньше на меня больше всего ходили в Воронеже, теперь, надеюсь, это будет Питер. Да и вообще, в Воронеже я жил в убогой хрущёвке, теперь у меня немного появились деньги, и мы снимаем хорошую четырехкомнатную квартиру – далеко от метро, но зато приятный район, с парком и озером, там круто, теперь меня меньше терзают сомнения по поводу пути, что я избрал в жизни.
Я в Воронеже работал на полставки в газете «Галерея Чижова», сейчас просто работаю удалённо. 4 часа в день отдаю журналистике, это мой фикс, мне это нравится, потому что это работа с языком.

Это основной источник твоего дохода?
Эрнесто: Не основной, но стабильный, слава Богу, сейчас уже концерты бывают нередко, и всё-таки основной доход идёт с них.

По поводу избранного пути – ты сегодня со сцены рассказывал, как включал маме Ю.Г. Как она реагировала на то, что ты решил делать рэп?
Эрнесто: Мама очень долго не понимала и не принимала, и сетовала на то, что я занимаюсь ерундой. Но 24 апреля в Воронеже был концерт, я позвал маму, она увидела, что пришли люди, что было 200 человек.
Кто-то смеётся, что я так горжусь своими 200 людьми. Но для меня это хороший результат. С чего-то нужно начинать, не каждый может собрать 200 человек вокруг себя и что-то впаривать им в течение полутора часа. Ещё и денег забрать, ещё и книги им потом продать.
Книги, блять! Мама увидела, что люди ходят, слушают, что это не просто так, сказала, что я — молодец. Правда, все равно продолжает намекать – мол, ты переехал в Питер, может, все-таки найдешь солидную работу? Но это уже больше для проформы. А батя изначально, надо сказать, отнесся с приятием, после концерта сказал, что меня вживую лучше слушать.

8478

А с чего начался этот самый путь?
Эрнесто: Я достаточно долго жил, не очень представляя себе, что такое будущее, не строя планы, и в какой-то момент, играя в КВН в 2009-м году, я сочинил песню про нашу команду. Про нашу игру в Краснодаре, это была переделка трека Лок Дога «Любит небо» – я переделал её и решил записать. Записал, а потом я думаю – почему бы не попробовать записать свои стихи? И так я и записал несколько вещей, например, «Знать, не спрятаться мне» на бит Atmosphere, и выкинул её в сеть. Многие сказали, что это круто.
В 2011-м была попытка пойти на InDaBattle. Я не прошёл, потом я сдал трек на баттл «Свободный стиль-3», там прошёл довольно далеко. Так всё и началось.

Ты сразу понимаешь в процессе написания, что получится – песня или стих?
Эрнесто: Чаще всего сама тема, которую я избрал, диктует форму. Если это что-то более конкретное, более тяготеющее к стэндап-тематике, каким-то конкретным повседневным вещам, то это будет хип-хоп. Если это что-то более чувственное, рассуждающее на какие-то вечные темы, то это, скорее всего, стих. Но есть, конечно, и исключения.

У тебя не бывает опасений, что ты лучшие свои панчи выдашь в баттлах, а не «закрепляешь» их в стихах, песнях?
Эрнесто: Нет, конечно, я этого не боюсь. На баттлах я почти никогда не рассуждаю на вечные темы. Баттл – это всегда целенаправленные узкоспециализированные тексты, там не бывает почти никакой философии.
Я помню, Louis C. K., зарубежный стэндап-комик, рассказывал, что он катался с одним и тем же материалом по всем городам, все время хранил свои любимые шуточки, приезжал, читал – и ничего не заходило. И вот как-то по счастливой случайности он встретил Джорджа Карлина, легендарного комика, и спросил: «Джордж, что делать, в чём секрет?».
Джордж ответил: «Каждый год, 31 декабря, я кладу в стол весь старый материал, и я знаю, что в следующем году я буду ездить только с новым. Знаю, что к 1 февраля, к первому концерту, мне нужен новый материал, я ничего не буду использовать из старого». Поэтому круто, когда в баттл можно вложить что-то интересное, по рифмам, еще каким-то вещам, не тянуть это в трек, а бросить себе вызов и потом придумать для песни что-то ещё круче. Alphavite, например, – у него треки и баттлы очень часто совпадают, я решил, что у меня таких пересечений не будет.

Кстати, об Alphavite – ты говорил, что ближе к финалу вы уже дружили, а с кем-то из Fresh Blood ты еще поддерживаешь связь?
Эрнесто: Да, поддерживаю связь с Niggarex. Он очень интересный парень с довольно радикальными суждениями по многим вопросам, нам всегда есть о чем поговорить и поспорить. Alphavite – очень интересный человек, ищущий что-то новое. Он гораздо глубже, чем многие о нём думают. Он растёт, совершенствуется, уходит от собрания отдельных словосочетаний и рифм к каким-то сюжетам, и мне интересно наблюдать за его развитием. Я уверен, он далеко пойдёт. Илья Мирный сейчас переехал в Питер, тоже будем с ним часто видеться. Он смел в своём хип-хопе. Мне нравится, что он делает. Думаю, он тоже сможет далеко пойти, его интересно слушать.

В совместном треке с Alphavite ты упоминаешь о Набокове – какой из набоковских периодов тебе более близок, почему?
Эрнесто: Я не очень люблю американского Набокова, я люблю русскоязычного, в нём больше простоты, чистоты, открытости, наивности, которую он сам потом почему-то не воспринимал, и писал, потом, по-моему, Уитмэну, что «перечитываю «Подвиг» – ощущение, будто копаюсь в собственно блевотне».
Не знаю, для меня «Подвиг» – прекрасное произведение, тонкое, умное, неразгаданное многими, не имеющее четкого ответа. «Подвиг» и «Защита Лужина» – два моих любимых романа.

Раз мы говорим о пути, о Набокове – он заканчивал свой путь в Швейцарии, живя в отеле. Каким бы ты хотел видеть конец своего пути – как творческого, так и жизненного?
Эрнесто: Мне не так важно, как это будет, мне важнее подольше пожить, чтобы побольше увидеть, потому что время очень интересное. Я тут, наверное, схож с Буниным, который перед смертью писал в дневнике, что обидно, что ты сейчас уйдёшь – а столько всего еще будет!
Он же умер в 1953-м году, уже телевидение появлялось, насколько я понимаю, прогресс был сумасшедший, а Бунин родился в 1870: соха, плуг, только-только крестьяне начинали тусовку. Поэтому мне важнее всего подольше пожить, чтобы побольше увидеть, чтобы посмотреть, к чему приведет прогресс. Я надеюсь, что мы сами себя не прикончим. Очень интересно посмотреть, как мы будем бороздить космические пространства, потому что меня очень занимает тема «Одни ли мы во Вселенной?».

И к какой версии ты склоняешься?
Эрнесто: Я думаю, что мы не одни, но боюсь, что те, кто с нами во Вселенной, слишком развились, и мы просто не можем понять их, не владеем их технологиями. Не то чтоб я сильно верил в приезды инопланетян, но я не исключаю это, скажем так. Как раз в этом плане я был бы высмеян любимым мною Ричардом Докинзом, но я допускаю вероятность наличия инопланетного разума. Возможно, в какой-то непостижимой нам форме, как это было у Лема в «Фиаско».

Если бы не филфак – диплом какого факультета мог бы тебя согреть?
Эрнесто: Сейчас я понимаю, что я пошёл бы на биологию. Я бы копался в эволюции, происхождении жизни, видов. Меня это очень занимает сейчас.

20243
Кого из классиков русской литературы схватил бы за лацканы и почему?
Эрнесто: Наверное, Губанова, правда, он не классик. Сказал бы: «Лёня, прекрати бухать, тебе ещё столько написать нужно!».

В «Интеллекте с кулаками» ты говоришь, что за шутку об Украине можешь и с локтя врезать. Мы сейчас в Киеве, в паре сотен метров от места, где произошла революция – расскажи, как ты относишься к тому, что произошло?
Эрнесто: Да я ничего нового не скажу. Изначально, когда я об этом узнал, я подумал – какие молодцы, протестное движение, может чего-то добиться, показать, что «мы есть». А потом, когда стало понятно, что это всё делается на деньги, делается западом, стало не так весело. Отвечу классической фразой: «Революции делают романтики, а плодами её пользуются проходимцы».

Выбери Ладу: серая — уютный маленький зал с небольшим заработком, или баклажан – огромные площадки, бешеные деньги, популярность среди ширнармасс?
Эрнесто: Я думаю, что баклажан – потому что оттуда всегда можно перепрыгнуть в серую, а вот наоборот – не получится.

Как думаешь, почему Тимати не перепрыгивает?
Эрнесто: Не знаю, может, он больше любит деньги, чем я или тот же L’One, который, например, берет и выпускает «Автолюбитель»: коммерчески невыстреливающий альбом, а просто прикольный альбом, с простым, понятным хип-хопом, стильным, качовым — не «локти». Тимати, при том, что не лишён некого таланта – он очень меркантилен, что ли. Хотя нет, меркантилен – наверное, грубое слово, не могу сказать, что у меня к нему какой-то негатив есть. Тимати более материалистичен, чем тот же L’One или я, например. Он хочет выжать из жизни максимум, собрать максимум денег, а естественно, ты больше денег в России соберешь, если будешь петь про баклажан, а не про божественный флоу, как тот же ATL.

Футбол явно играет не последнюю роль в твоей жизни – ты упоминаешь о руке Марадоны, пасах Иньесты вразрез, а твои книги в ВК продаёт Роберто Карлос – за кого болеешь, кому симпатизируешь?
Эрнесто: Я в последнее время стал меньше увлекаться футболом. Больше ценить время, я и до этого ни за кого особо не болел, потому что не могу всерьёз сопереживать нерусской команде, и вообще в современном футболе не могу сопереживать какой-либо команде, потому что такая текучка кадров – тренеры, футболисты. Не успел оглянуться, а уже полсостава поменялось, и за что тебе болеть – за цвета?
Можно понять людей, которые болели за МЮ, когда там был Алекс Фергюсон; я болею за отдельных личностей. Я люблю Франческо Тотти, поэтому отчасти симпатизирую «Роме». Мне нравится Криштиано Роналдо. Я считаю, что это блестящий футболист. Мне нравится его отношение к себе, его перфекционизм во всем.

В Эль-Класико ты за «Реал»?
Эрнесто: Сейчас, что удивительно, наверное, больше за «Реал». Долгое время я был за «Барсу», но потом я разочаровался в Месси. Я долго был его поклонником, потом он стал слишком прагматичным, а Роналдо вернул себе лоск. Вот так вот я немного по-глорски поступил. На самом деле в Эль-Класико я за того, на кого ставлю деньги.

Сам не играешь?
Эрнесто: Играю, но редко. Я вратарь, я люблю стоять на воротах, в детстве хорошо стоял, но мама запретила мне ходить на футбол. Может быть, не зря, может быть, предвидела, что есть занятия поинтереснее, в которые можно вложить жизнь, а футбол так и останется хобби.

Обратил внимание, что у нас в ВК общий друг – Свидригайлов из «Сатана печёт блины». Скажи, кого бы ты посоветовал почитать из современных поэтов?
Эрнесто: Сергей Гандлевский – обязательно советую! Дмитрий Воденников, замечательный поэт, несмотря на то, что иногда он пишет о любви к мужчинам, все равно его интересно читать, в том числе и эти строки. К тому же, он не всегда пишет про мужчин, так что не волнуйтесь.
Есть такой поэт – Артём Новиченков, мой хороший друг, он работает учителем в московской школе, правда, он сейчас больше пишет прозу, но у него есть и хорошие стихи. Я хорошо отношусь к Вере Полозковой, у неё есть интересные тексты, про яблоко, например, – очень мощно! Я хорошо отношусь к творчеству того же Свимдригайлова. Мне нравится, как он пишет.

Не спросить у тебя о любимых книгах было бы преступлением.
Эрнесто: Лем «Фиаско», Толстой «Воскресение», Пелевин «S.N.U.F.F.», Оруэлл «1984», Сервантес «Дон Кихот».

Ну, и обязательный вопрос о планах.
Эрнесто: Я хочу сейчас понаснимать блогов, есть возможность влезть в один интересный проект, мне интересно сделать что-то среднее между стэндапом и блоггерством. Ну и, само собой, никуда не денется хип-хоп, поэзия. Сейчас, наверное, в приоритете будет «ркг», будем записывать новый материал, а выкладывать будем потреково.

Источник: http://www.rap.ru/reading/20243

Рейтинг: 0

Похожие записи 

231 запросов. 1,090 секунд. 48.8792800903322 Мб

×
лого

 

или

Восстановить пароль
лого

 

или

Пароль не введён
Вход-03 Регистрация