логотип

Открытие Года Oxxxymiron: «Я Не Эрудит, Я Стандартный Интеллигентишка» (2012)

Oxxxymiron читает рэп про Плутарха и Блаватскую, пестует могущественных врагов и изо всех сил противится собственной славе. Но все равно получил награду «Открытие года» на премии «GQ Человек Года 2012».

0c9d37af07d2576814da7fc2d4d3e503

 

Иногда — редко — культура преподносит нам переломные моменты, переломность которых ощущается не по здравом размышлении, а сразу. Первый кадр «Звездных войн», с размаху выбивший из детской головы сотню фильмов Киностудии им. Горького. Первое прикосновение к экрану первого айфона, тотчас превратившее мой обычный телефон в громоздкий и нелепый пейджер. Что-то подобное, по крайней мере в узком контексте русского рэпа, происходит со слушателями Oxxxymiron. С первого же куплета первой песни первого альбома («Я не просто баламут — хам! / Я свой собственный Плу — тарх!») становится понятно, что в пруду завелась новая, диковинная, зубастая и, скорее всего, ядовитая рыба.
К последнему же треку («И пусть Мирона райдер / Не купит ему новый «Майбах» / Но я за свое и против Чужого / Винона Райдер») становится ясно, что рыба съела всех соседей, и пруд пуст.

Биография Мирона Федорова, скрывающегося за ником Oxxxymiron (для фанов просто Окси), сложнее даже текстов, за витиеватость которых она отчасти в ответе. Детство в Питере. Отрочество в Германии. Учеба в Оксфорде. Жизнь на злых улицах Восточного Лондона. Гастрольный чес по русскому захолустью. Но страннее всего, конечно, то, что с ним происходит сейчас: трехъязычное дитя глобального андеграунда постепенно и не вполне добровольно становится заурядной звездой. Сознавая, что премия GQ тоже вносит свою лепту в это темное дело, я встретился с Мироном, чтобы проверить, как он переносит одомашнивание.

Каковы ощущения? Трясина гламура заглатывает? 
Если посмотреть со стороны, еще нет. Я знаю, что всех заколебала эта тема, но нужно для себя понимать, where I am coming from. Не в смысле, что я «с улиц». Ладно бы еще с улиц был. Но я ведь реально из самых задротских сегментов интернета, «интернет-баттлов», где нищеброды год сражаются друг с другом за сто долларов. Это главный приз за первое место! Пять тысяч человек со всей России присылают трек на заданную тему на 30 секунд. Четыре тысячи из них сразу сливаются. Я вылетел в четвертьфинале, и для меня это была реально personal tragedy, учитывая силы. 

А что ты до этого делал? 
На немецком делал рэп. Я писал стихи х…евые в 13-14 лет, под Бродского косил. Мотивация была делать что-то творческое. Но я понимал, что петь я не очень могу, плюс в роке все занято и все сделано, в западном рэпе тоже. Поэтому начал читать по-немецки, ездили на баттлы с ребятами. С немцами до драк доходило. 

Пару строк, пожалуйста. Хочу послушать баттл-рэп на немецком. 
(Без малейшей паузы): Ich komme zwar nicht aus dem Ghetto, und von der Straße / Doch ich rappe besser als du in deiner Muttersprache / Als ich das letzte Mahl über deine Mutter sprach / Ich steckte meinen Penis in ihren Mund, die Schlampe… (Хоть я не родился в гетто на улице, я лучше тебя читаю рэп на твоем родном языке. Когда я в последний раз говорил о твоей матери, я засунул ей в рот свой пенис, шлюхе…) 
Я быстро понял, что можно то же самое делать по-русски. Я не знал, что есть русский рэп, потому что был в полном отрыве от России. Не было еще интернета. Я был уверен, что я первый русский рэпер, говорил своим немецким друзьям об этом. Потом я приехал в Россию, и меня тут же повели на рэп-фестиваль. Я почувствовал себя как… Знаешь, была книжка про бедного еврея, который через пять лет после Эйнштейна придумал теорию относительности. А в 2007-м, уже учась в Оксфорде, я начал ездить в Грин-парк (парк в фешенебельном районе Мэйфэйр. — М. И.). В Грин-парке есть скамейка конкретная, на которой собирались русско­язычные панки и металлисты, чтобы выпить. Потом некоторые из них начали слушать рэп. Я всегда был самый активный из них, начал записываться. Тусовка человек сто — граффитчики, диджеи, просто алкоголики, наркоманы. Я до сих пор с ними много общаюсь, вместе делали какие-то треки, но у них не было шила в жопе в отличие от меня. 

А Оксфорд ты когда окончил? 
В 2008-м, но я оставался на второй год. Нанялся на работу в компанию небольшую русскую, которая осуществляла привоз в Оксфорд детей очень богатых родителей. Встретить ребенка в аэропорту, расквартировать, найти семью, помочь с поступлением в частную школу, найти преподавателей, протестировать на наркоту, забрать из ментовки в три часа ночи, сопровождать маму в покупке мехов. И параллельно с этим писать рэп. 

И вот из этой обстановки ты сразу рванул в турне по России и Украине? 
Да, 2009 год, организовывал сам. Причем до того момента я уже лет восемь не был в России вообще. В Киеве был просто ад, какой-то гламурный клуб, на нас пришло 50 человек, хотя клуб был на 500. Ожидали Бритни Спирс послушать на динамиках, а получили двух долбо..ов, которые матерятся со сцены. Это был полный провал. В Одессе было круто — 300 человек именно фанов. Но это все было на уровне «давай, давай, красавчик, круто стелешь». В зале не было, наверное, ни одного человека, который в жизни что-то прочитал. Плюс все сопровождающие тур вещи — херовые расквартировки с тараканами, groupies, все как надо. 

54891298

У русского рэпа есть groupies? 
Если ты стоишь на сцене с микрофоном и в зале есть пацаны, которые тебя уважают, то ты можешь быть абсолютно неизвестным человеком, но у тебя сразу есть groupies. Ты можешь ими воспользоваться или нет, но по сути это так. 

Ты для них этакая экзотическая птица был или они тебя сразу за своего приняли? 
Нет, экзотическая птица по-любому. Я просто не ожидал, как это сработает. Контекст, в котором я появился, был ультрабыдланский. Это было некое объединение из Германии под названием Optic Russia. Все, кроме меня, там были русскоязычные эмигранты из Германии, преимущественно из Казахстана изначально, русские немцы в основном, парочка евреев. Тексты на уровне «я е…ал твою мать», без иронии, чтобы было видно, что чувак не шутит. 

Потом ты создал свое объединение, Vagabund, с рэпером Schokk, но оно довольно быстро развалилось. Что произошло? 
Это была очень романтическая идея — мужское братство. Тандем задрота и гангстера. И там еще был третий чувак, который был типа менеджером. Я все это более-менее сам создал и придумал, и вся вина за развал лежит на мне, потому что я поставил не тех людей не на те роли. А развалилось все просто. Есть такой человек Рома Жиган в России — бывший уголовник, который посредственно читает рэп. Ему еще Путин руку пожимал в телешоу «Битва за респект», они там вместе что-то зачитали. Потом Жиган связался со «Славянским союзом». А мой напарник Шокк в ряде клипов, треков и так далее по Жигану прошелся, причем очень жестко. Ну и под конец нашего тура Жиган организовал абсолютно гениальный ход. Мы должны были снять видеоприглашение на какой-то концерт. Вместо съемочной группы приехал один чувак, я его впустил, а он выстрелил в окно через мою голову и дальше 10-20 минут угрожал нам стволом. Приставлял заряженный ствол к лицу и при этом читал стихи про Путина. На уровне «любишь ли ты, сука, Россию»? Потом выяснилось, что это был травмат, но в упор и травматом убить можно. Пока он держал нас на прицеле, в квартиру вошли восемь человек в масках и майках «Славянский союз». Есть видео в нете — они все это снимали, кроме ствола. Один из них снял маску и оказался Ромой Жиганом. Жиган заставил Шокка под дулом извиняться на коленях и сказал, что если на следующий день в Питере Шокк извинится со сцены, то видео не попадет в интернет. В Питере на концерте тоже были люди Жигана. Шокк испугался и улетел, оставив меня одного. А уже из Германии послал Жигана на х…й, подставив меня под удар. После этого я решил, что Шокку я уже ничего не должен. С Жиганом я, кстати, потом сидел в пивбаре в его Братееве, и он мне говорил, что вот ты оказался нормальным пацаном, у меня к тебе претензий нет. 

О господи. Не завидую я рэперам. Рок уже давно забил на аутентичность, а у вас все еще приходится без конца доказывать, какой ты крутой бандит. 
Я никогда не занимался ничем таким опасным или нелегальным, но у меня всегда были такие друзья. Я не то что одной ногой в этом, одним мизинцем в этом. Собственно, Марк Ронсон очень хорошо сказал (см. интервью Oxxxymiron и Ронсона — прим.ред.): если ты хоть немножко соприкасаешься с миром хип-хопа, то ты неизбежно сталкиваешься с людьми, которые живут на гранях общества. Такие истории, наверное, неизбежны. 

Скажи, а можно удержать фан-базу из этого мира, приобретя новую, мейнстримовую? 
Нужно. 

Нойзу это удалось, его вроде бы уважают в субкультуре, несмотря на обложку «Афиши» и так далее. 
Уважают. Но он панк-рэп, поэтому с него спрос немного другой. Басте это удалось. 

Мне, честно говоря, любопытно смотреть на твои терзания в последнем треке — «меня слушают хипстеры, арт-богема», «убей меня, пока я не скурвился окончательно» — и ощущать себя отчасти причастным. Эффект наблюдателя, когда начинаешь влиять на наблюдаемое. Но при этом понятно, что ты же сам прекрасно знаешь, что делаешь. 
У меня есть четкое ощущение, что это все, куда ты меня тянешь… Для биографии это очень круто, но это очень временное явление. Вчера Муджус, сегодня я, завтра кто-то еще. У меня нет ничего общего с этими слушателями новыми. Мне, конечно, лестно, приятно, здорово, что они интеллектуальнее многих моих изначальных слушателей, но так или иначе с теми у меня больше точек пересечения музыкальных. 

Блин, но ты же сам сознательно напрашиваешься на это. У тебя в первом куплете первой песни первого альбома Плутарх. 
Я не напрашиваюсь, я пишу, как я говорю. Я не эрудит, я стандартный интеллигентишка. Это и есть «тру». Ты же знаешь, как я разговариваю. Если бы я косил под простачка какого-нибудь, это было бы не тру. Я делаю то, что должен делать. Но при этом не нужно совсем недооценивать рэперов. Из рэп-публики тоже процентов 30 адекватные — и читают, и понимают какие-то аллюзии. Многие нет, но иногда это не важно. Важен бит и flow, а этого не секут новые товарищи. 

И тем не менее вот она снова, телега про «тру» и аутентичность. 
Отвечу словами моей бабушки. Она увидела видео в интернете с Шокком и Жиганом, то самое, где нас бьют чуваки в масках со свастиками. Она не сказала, боже мой, ствол, свастика. Она сказала: «Они так грубо разговаривают. Что ты забыл в этих кругах?» 

Разбирая Окси:

Oxxxymiron — один из немногих рэперов, работающих на множестве культурных уровней одновременно. Возьмем двустишие «Куни в десять лет / вот мой университет». Это одновременно и присущее жанру похабное бахвальство, и пародия на него, и без шуток шокирующий образ, и литературный поклон (ему предшествует строчка про «Темные аллеи» Бунина), и — главное — сквозная рифма длиной в пять слогов. Для сравнения, легендарный второй куплет эминемовского Lose Yourself построен на сквозных рифмах длиной в три слога.” 

Источник: http://www.gq.ru/moty/2012/22576_otkrytie_goda_oxxxymiron_ya_ne_erudit_ya_standartnyy_intelligentishka.php

Похожие записи 

238 запросов. 0,779 секунд. 33.8823089599612 Мб

×
лого

 

или

Восстановить пароль
лого

 

или

Пароль не введён
Вход-03 Регистрация