от Саша Клецкий
/ Рецензии
Июль 30, 2017
Авторы рецензии: Денис Столяров специально для Rhyme.ru
Байопики — дело неблагодарное. Зачастую в угоду кинематографичности противопоставляется реализм, и режиссеры, что все-таки решили экранизировать ту или иную биографию, зачастую схожи с канатоходцами: чуть-чуть наклонишься влево — получишь скучнейшую, но правдоподобную картину, качнешься вправо — интересный вымысел, который абсолютно ничего не будет иметь общего с реальностью. В любом случае, здесь надо быть аккуратным. Из […]
Байопики — дело неблагодарное. Зачастую в угоду кинематографичности противопоставляется реализм, и режиссеры, что все-таки решили экранизировать ту или иную биографию, зачастую схожи с канатоходцами: чуть-чуть наклонишься влево — получишь скучнейшую, но правдоподобную картину, качнешься вправо — интересный вымысел, который абсолютно ничего не будет иметь общего с реальностью. В любом случае, здесь надо быть аккуратным. Из числа рэп-экранизаций среди кучи бесталанного ширпотреба можно выделить всего две картины: «Ноториус» Джорджа Тиллмана-младшего и «Голос улиц» Ф. Гэри Грея. Успех этих фильмов заключался не столько в культовости освещаемых фигур исполнителей, сколько именно в грамотной режиссуре и толковом сценарии, с помощью чего создателям удалось умело балансировать между достоверностью событий и интересным кинематографическим нарративом.
Стоит сказать, что на «2рас: Легенда» возлагались действительно большие надежды. Фильмов про гарлемского рэпера в свое время было немало, однако все они были полудокументальными и недоступными широкому зрителю. Идея показать жизненный путь великого исполнителя максимально красиво и по-киношному художественно определенно получила одобрение общественности, поэтому работа над проектом проходила максимально воодушевленно. Но, вы же помните, канат тонок, а пропасть под ним — безгранична, падение будет долгим, а приземление на дно не оставит никаких шансов на жизнь. Увы и ах, но данное кино — это провал. Режиссер Бенни Бум (не переживайте, если не знаете это имя, достойных проектов у него за всю карьеру не было), видимо, настолько вдохновился самим Шакуром, что позабыл показать самое важное, для чего, собственно, биографические ленты снимаются и смотрятся — правду и фактаж.
С легкой руки постановщика все темные пятна из жизни Тупака замазываются белой краской: рэпер априори легенда, стрельба по копам — пустяк, изнасилование — ну с кем не бывает. Причем делается это настолько небрежно, что сопереживаешь в первую очередь всем вокруг, но только не главному герою. Здесь нет диспута и рассуждений по поводу правильности тех или иных поступков артиста, нет анализа с моральной точки зрения, нет элементарного раскрытия персонажей. Есть просто тупое, механическое перечисление событий с очень большим налетом из бездумного обожания. Исполнителя главной роли, Деметриуса Шиппа-младшего, можно похвалить разве что за внешнее сходство, а вот за актерскую игру хочется как минимум придушить. Его Тупак получился совершенно деревянным, однобоким и плоским героем, образ которого держится, как уже было сказано выше, только на любовании и чуть ли не слепом поклонении фигуре исполнителя режиссера. Если реальный Тупак считается Богом среди всех рэперов и фанатов, то Тупак Бенни Бума — это жалкая подделка, со страниц не Библии, а листовок Свидетелей Иеговы.
Есть здесь еще одна большая проблема: в фильме про рэп катастрофически мало самого рэпа. Парадоксально, но факт. Помните «Голос улиц»? Ту саму сцену, где Изи-И на студии у Доктора Дре записывает свой первый трек? Это был поистине всепоглощающий момент, когда нам дали увидеть, как же зарождался шедевр. Есть ли что-то подобное в «2рас: Легенда»? И близко нет. Тупак Бума ходит туда-сюда, разговаривает со своими корешами, сыпет пафосными речами, иногда орет, иногда курит, качает головой, но рэп читает крайне нехотя, очень редко и безэмоционально. К тому же делает это даже не сам, а просто открывает рот под «фанеру», причем выглядит это настолько фальшиво, что даже звездам «Голубого огонька» далеко.
И ко всему вышесказанному кино умудряется еще и наплевать на достоверность событий, от чего становится попросту обидно. Джада Пинкетт-Смит заявила, что многие сцены с ее участием искажены, а 50 Cent так и вовсе назвал картину «мусором», и это наверно самое емкое описание, которым можно прорезюмировать данный фильм. Это одна из самых худших биографических лент и уж точно самая худшая про Тупака Шакура. Запасть в душу или минимально просто понравиться, это кино может только тем, кто так же слепо влюблен в личность исполнителя, как и постановщик фильма. Тем, кто хоть как-то был знаком с биографией артиста, можно только посочувствовать, а люди, которые далеки от рэпа, Войны Побережий и самого Шакура, так и не поймут, почему же он считается культовым, в чем его заслуга перед культурой и музыкой в частности. В итоге рэперу придется впервые за долгое время вращаться в могиле, а нам со скупой слезой произнести фразу: «Тупак, мы все про*бали».
Больше последних рецензий