логотип

Рецензия: Horus – «Прометей роняет факел»

Авторы рецензии: Денис Столяров специально для Rhyme.ru

0
1
6160
7.5

“Прометей роняет факел” — это самый продуманный и отточенный проект в дискографии Хоруса/Луперкаля, которым Денис довел до ума все то, что задумал в “Доме тысячи сквозняков”. Из чисто ностальгических чувств с “Прометеем” может посоревноваться разве что уже культовая “Роспечаль”, но крайний альбом — это куда более музыкально отточенная пластинка, которая звучит максимально гармонично, учитывая базовый мрачно-депрессивный стиль артиста.

Луперкаль, несмотря на некоторую отстраненность от основной “игры” (сказывается то ли географическая расположенность артиста, то ли личный интроверсия, то ли всё вместе), личность в определенных кругах культовая. Он никогда не претендовал на всеобщее признание, массовость и большие стадионы. Он просто читал рэп и делал это хорошо. Как во времена Проекта Увечье с его остро-социальной тематикой, так и под псевдонимом Horus, с которым Денис осваивает модный современный звук. В уже легендарном 2015-ом году его альбом “Дом тысячи сквозняков” хоть и не пошумел, как “Горгород”, “Дом с нормальными явлениями” или “Марабу”, но всё же занял свое достойное место в “переворачивании игры”. И вот, спустя 2,5 года, представитель Белой Чувашии выпускает новый релиз — “Прометей роняет факел”. Что он из себя представляет? Давайте разбираться.

Кое-кто называет Horus “сэдбоем для тех, кто старше шестнадцати”. Утверждение хоть и отдает пошлостью, но не лишено смысла: вспомнить какой-то трек артиста с позитивным вайбом довольно проблематично. К тому же надо понимать, что Денис никогда не был хорошим музыкантом. И вообще, быть музыкантом — немного не про него. Луперкаль всегда был даже не МС, а скорее поэтом, который хитро связывал слова, виртуозно строил рифмоконструкции и прекрасно чувствовал размер строки. Но музыкальные тренды — штука злая. Хочешь оставаться на плаву — нужно искать выход. Земляк Мэйти его нашел — научился обрамлять свою поэзию в электронно-танцевальные биты, но лирика Алексея была слишком остросоциальной и мрачной для прямой бочки. На помощь пришел RipBeat из Dark Faders и подарил Луперкалю не только актуальный электронный саунд с обилием 808-ых, но и новый образ — Horus.


Умельцы уже успели сделать фан-клип на самую неожиданную коллаборацию с релиза.


На самом деле Хорус отличается от Луперкаля намного больше, чем может показаться сначала. Помимо нового музыкального вектора и смены общей палитры тем, первый — это скорее повзрослевшая версия второго. Денис научился реагировать на какие-то вещи более душевно и саркастически. Неизменно осталось одно: Хорус — все тот же прожженный циник, что и Луперкаль, и на окружающий мир он смотрит соответствующе. “Дом тысячи сквозняков” был грустным взглядом на позднюю русскую осень, которая медленно, но уверенно перерастала в лютую русскую зиму. К сезону запредельно низкой температуры надо было подготовиться как физически, так и морально: помимо жалящих снежных хлопьев, лирического героя “Дома” окружали бесконечные постиндустриальные пейзажи из панелек, человеческий зоопарк из шлюх, алкоголиков и быдланов и почти забытые теплые чувства к бывшей возлюбленной. Пропустить подобную психологическую закалку через себя означало чуть ли не пережить всё то же самое на своей шкуре — благо Денис дарит своим словесным картинам крайнюю степень детализации. “Прометей роняет факел” — это долгожданная весна, которая наступила и… ничего не изменила. Всё те же шлюхи, алкоголики, быдланы и уже окончательно потухшие чувства по бывшей возлюбленной. Изменился сам герой: вместо погружения в еще более глубокую депрессию, он научился смотреть на весь этот водоворот дерьма флегматически-снисходительно. Да, тут творится все тот же дурдом. Зато хотя бы не так холодно. Краеугольным камнем этой идеи является фит с Многознаалом “Метель”, приправленный не только бодрым куплетом Максима, но и запредельно красивым инструменталом — возможно, лучшим из тех, что делал RipBeat.


Совместные работы Horus и ATL — это отдельный вид искусства. «Либерия» — очередное попадание в яблочко.


И вот это “не так холодно” находит отклик не только в текстах Алексея, но и в музыкальной составляющей релиза. Честно, самим не верится в это до конца, но альбом качает. Причем настолько, что под мотивы «Прометея» хочется не просто притоптовывать ножкой, сидя за столом, а кое-где даже полноценно потанцевать. Например, под “Очертя” — апокалиптически-деструктивную оду последним минутам жизни нашего мира, которая при прослушивании вызывает натуральный эсхатологический восторг: под этот быстрый танцевальный ритм можно легко стирать кроссовки на танцполе. Это конечно не драм-энд-бэйс евангелизм ATL’а, но для Алексея он сродни настоящему перерождению, а его проект Horus благодаря умелым рукам кудесников Dark Faders и практически безграничному лингвистическому таланту самого Луперкаля наконец-то взобрался на вершину русского рэпа (при том, что Денис уже давно считается одним из лучших эмси). Долго ли он там продержится — другой вопрос, но мы рады и тому, что имеем.

В любом случае, сильнейшей особенностью “Прометея” является именно текстовая составляющая. Слова — целый океан и Horus традиционно чувствует себя в нем как рыба. Стихи Хоруса — это развернутая энциклопедия, в которой можно найти отсылки к кино, книгам, комиксам, другой музыке и каким-то событиям. Если помните, раньше Денис уделял бОльшую часть релиза одной тематике: так, “Роспечаль” была практически сплошной социалкой, а “SARCASM” и львиная доля “Дома тысячи сквозняков” рассказывали о неудачных отношениях. В этот раз он, будто настоящий писатель, превращает свой альбом в сборник рассказов и высказывается на множество разных тем: политическая сатира (“Либерия” и “Пятый ангел”), экзистенциализм (“Гири”, “Земля мертвых”), проблематика скоротечности времени и ретроградства (“Ушла эпоха”), подтрунивание над современными трендами (“Рододендрон”) и даже воспевание природы (“Метель”). Разнообразие поднятых вопросов в “Прометее” играет только на руку артисту: вместо того, чтобы пережевывать одну и ту же мысль несколько раз, Денис вбрасывает много разных, но при этом ему хватает словарного запаса, чтобы высказаться по ним максимально ёмко, а изысканный литературный слог создает густую атмосферу, в которую буквально проваливаешься с головой.


«Час сов» — один из лефтоверов с мини-альбома, который многие фанаты ожидали услышать на «Прометее». Надеемся, по старой-доброй традиции Денис в будущем продолжит делиться наработками, которые в итоге не попали на его новый релиз.


Это наводит на мысли о том, что Хорус — это такая правильная эволюция рэпа нулевых, где во главу угла ставился именно текст, а большинство битов выбирались абсолютным рандомом. Алексея можно без зазрения совести назвать олдфагом: в рэп-игре ему давно уже надо присудить звание “ветеран”. Но даже сейчас с трудом верится, что человек, который когда-то читал “В зеркале все те же щи, ветровка как щит / от дождя на остановке снова мокнут овощи / Хули смотришь, мусор, подойди давай обыщи, / тут воды по щиколотку, так что не взыщи” сейчас способен выдать что-то наподобие “Мечты — приют уставших от мытарств и бесконечных пахот / И ты уже практически мертвец / Воздух свободы стал твоим единственным богатством / Нас без остатка растворяет этот темный лес / Уже почти застыл бессмертных масок белый алебастр”. Да, на “Прометее” флоу Алексея не изменился вообще — все те же интонации, скорость читки и типы рифм, что и на ранних релизах. Но это только доказывает тот факт, что его стиль универсален, а значит в вагон “новой школы” можно заскочить и в 34 (согласно информации на страничке вк артиста), если умеешь анализировать тренды и при этом оставаться верным себе. Также стоит признать, что именно Луперкаль — один из двух артистов отечественной рэп-сцены, которому за последние годы удалось ухватить за грудки так называемую “русскую хандру” (второй человек, которому это удалось по моему мнению, — это Локимин) и развить ее от общего недовольства политической ситуацией в стране до попыток осознать метафизический дух собственного “хартланда”, а также построить вокруг всего этого цельный образ и собственную мифологию. “Прометей роняет факел” — апогей этой идеологии, где между строчек соседствуют Лана дель Рей с “летней печалькой”, Лавкрафтовая космо-мистика и тот самый “русский менталитет”: за хмурыми и суровыми лицами и высоченной стеной из отрешенности и закрытости кроется что-то широкое, светлое и доброе — хочется надеяться, что душа.

Прошла пора грустить осенью. Прошла пора грустить зимой. Пора вдохнуть полной грудью весеннюю тоску. Однако это та самая необходимая меланхолия, которая не нагрузит слушателя депрессией, а подтолкнет на нужные размышления. Умный рэп возвращается, и мы по нему соскучились. “Прометей роняет факел” — это самый продуманный и отточенный проект в дискографии Хоруса/Луперкаля, которым Денис довел до ума все то, что задумал в “Доме тысячи сквозняков”. Из чисто ностальгических чувств с “Прометеем” может посоревноваться разве что уже культовая “Роспечаль”, но крайний альбом — это куда более музыкально отточенная пластинка, которая звучит максимально гармонично, учитывая базовый мрачно-депрессивный стиль артиста. Иногда впечатление портят не шибко изобретательные хуки, но россыпь драгоценных строчек в куплетах нивелирует практически все недостатки лонгплея. Белая Чувашия все еще является сильнейшей тусовкой русской рэп-сцены, а Horus — ее главным локомотивом наравне с ATL.

Рейтинг: 0
Теги

Больше последних рецензий 

266 запросов. 1,217 секунд. 37.801673889162 Мб

×
лого

 

или

Восстановить пароль
лого

 

или

Пароль не введён
Вход-03 Регистрация