логотип

Интервью с Руставели (Интервью 2013)

Screenshot_93

Руставели – создатель легендарных рэп-групп Многоточие, DotsFam и DotsBand. Сегодня помимо участия в DotsBand, Руставели занимается сольным творчеством. Как его старые треки, ставшие гимнами русского рэпа, так и новые, которые проникают в души людей разных поколений, объединены одним общим свойством – искренностью. А что, если не искренность, является важнейшим критерием, отделяющим искусство от индустрии развлечения?

В конце 90-х, когда группа Многоточие начала выступать и получила известность среди слушателей рэпа, вы предвидели возможность развития российского рэпа в его сегодняшнем виде?
Таких разговоров я не припомню, но нам было чётко понятно, что рэп-музыка, в том числе и российская, будет стремительно развиваться. Лично я это знал ещё с середины 90-х. В сегодняшнем виде, конечно, не представлял, но потенциал этого направления в музыке осознавал, несомненно.

Концепция творчества Многоточия формировалась с учётом возможного будущего? Или определяющим фактором творчества была окружающая действительность на тот момент?
Только окружающая и внутренняя действительность. И максимальная честность. Никакого учёта будущего не было, лично я жил одним днём и, честно говоря, даже не думал, что вообще доживу до 30. Были, конечно, идеи вроде того что сделаем три альбома, как три точки в знаке многоточие, что последний альбом будет полностью с живыми инструментами, но это всё было на уровне мимолётных разговоров, а не конкретных планов.

Как изменилась эта действительность с точки зрения её творческого восприятия?
Ну, я дожил до 34. И, мне повезло, некоторые мои друзья с района не дожили, земля им пухом… По большому счёту — меняются только декорации. Человеческие страсти и пороки всё те же, не меняются они, к сожалению или счастью. Максимальная честность в творчестве остаётся, я бы сказал — даже доведена до критического уровня. Внутренняя действительность обогащена нехилым опытом, как позитивным, так и негативным — и всё также влияет на нажим пера.

Почему, на твой взгляд, сегодня всё меньше простых искренних и злободневных треков у молодых рэп-групп, в то время как в конце 90-х — начале 2000-х их было довольно много?
Может сейчас меньше злобы в днях или душонки не искренние стали, не знаю. Тогда наверно и время было потяжелей, переломное всё-таки. А хип-хоп, если он настоящий — это всё-таки отражение реальности, крик души. Плюс русский хип-хоп в ту пору был относительно молод, в нём почти не было денег, не было такого влияния индустрии и новомодных «плюшевых» тенденций как сейчас. Хотя мне кажется простые, искренние и злободневные треки есть и сегодня, надо только поискать. И убеждён — они будут в хип-хопе всегда, так как считаю, что это и есть настоящий хип-хоп.

Многоточие была, наверное, первой российской рэп группой, которая не вдаваясь в эксперименты с другими жанрами, стала популярна не только среди слушателей рэпа. Влияло ли это на творчество группы? Какое влияние оказывала популярность?
Во-первых, я не соглашусь, что мы не экспериментировали с другими жанрами, мы-то как раз очень экспериментировали — потому нас и услышали не только любители рэпа. Мы по максимуму старались использовать живые инструменты, старались сделать что-то не похожее на обычный рэп, звучащий под бит, бас и сэмпл. Первые записанные песни скорее напоминали какой-то непонятный рок, а не рэп. Популярность влияла наверно, но что-то я не могу вспомнить как, вроде всё было в рамках разумного. Вообще, мы тогда по самому творчеству угорали, были вроде голодных волков в поисках добычи, нас захватывал сам процесс. Я помню, писал тексты чуть ли не каждый день, какая-то напасть прям была. Постоянный этот движ, запись, музяка, всё новое, в общем — круто было. По популярности — ну прикольно, что люди тебя услышали, поняли, кому-то мы даже помогли сделать правильный выбор в жизни. Это бодрило и тешило надеждой, что всё не зря, ведь творчество, дающее такую отдачу — не может не радовать.

Группа Многоточие принципиально не подчинялась законам музыкального бизнеса.
Сегодня ты по-прежнему находишься в стороне от рэп — шоубизнеса. Твой взгляд на музыкальный бизнес – каким он должен быть, чтобы и давать артисту хлеб и не подавлять творческую свободу? И возможно ли такое гармоничное взаимодействие бизнеса и творчества?
Я не могу судить и рассуждать о различных продюсерских, искусственных проектах и т.д., мой последующий спич — только о свободных и независимых артистах, о представителях так называемой инди-сцены.
Для начинающих и самодостаточных артистов, на мой взгляд, сейчас есть все условия для развития. Сейчас у артиста есть и полная свобода творчества и практически безграничные возможности, в связи с развитием интернета. Можно записывать треки на расстоянии, хоть с музыкантами из других стран, — и вообще делать музыку практически не выходя из дома. Если это хороший продукт — он найдёт своего слушателя непременно. Далее артисту надо найти только хорошего концертного менеджера и в путь. Слушатель же в свою очередь может ходить на концерты, приобретать эксклюзивный мерч, диски или оценивать альбомы, тем самым материально поддерживая артиста — делать это можно теперь напрямую, а не через всяких ненужных пиявок (продюсеров, выпускающие лейблы и т.д.) Благо для этого сейчас есть все возможности (порталы типа bandcamp.com). И, это честная схема-если слушателю не нравится материал, он просто не платит и всё, никто ничего никому не должен. Правда, это не привилось ещё на нашей земле, как допустим на западе, и перечисляемых денег пока хватает только на оплату доменов, но это уже что-то, так что думаю, со временем мы к этому всё же придём.

В конце 80-х советских рокеров называли голосами поколения. Если говорить о поколении, вошедшем во взрослую жизнь в конце 90-х — начале 2000-х, можно ли сказать что их голосом были рэпперы, в том числе вы?
Мы честно говорили о том, что чувствовали, видели, переживали. Кто-то чувствовал также — и слушал наши песни, кто-то иначе и слушал что-то другое. Были ли мы голосом поколения? Думаю если и были — то точно не для всего, а во-вторых, наверное, об этом вообще не нам судить.

Вообще, понятие «голос поколения» скорее собирательный образ, так как ни одно поколение не является единым и можно говорить только о «статическом большинстве». Но в современном мире, когда интернет сделал информационные потоки безграничными и, следовательно, в разы увеличил скорость обновления модных тенденций, вообще о голосах поколения сложно говорить, ведь раздробленность на тусовочки, часто даже не реальные, а виртуальные, достигла апогея. Как ты считаешь?
Да, но в конце 90-х ситуация была немного другая. Интернета не было. И «голос поколения» был немного слышнее:). Во всяком случае, во дворах были компании молодых ребят и девчонок, а не компании мигрантов-дворников, молодые люди вообще больше разговаривали, и слышали друг друга, а сейчас речь чаще заменена вождением пальца по скрину. Это обратная сторона интернета — разобщение людей, под видом якобы коммуникации. Мы теряем живое общение, а следовательно — перестаём быть чувствующими людьми. Я наверное чуть отклонился от темы, просто этот момент меня действительно волнует. Больше общайтесь в реале, ничто не заменит живое общение и живые эмоции. Интернет должен быть вашим помощником, допустим в походах или на рыбалке, а не полностью заменять эти движухи.

На данный момент ты выпускаешь сольные альбомы, а также высту паешь с живым составом в рамках DotsBand. В творчестве этой команды используются различные инструменты, в том числе такие редкие для хип-хопа как баян. Расскажи о твоих предпочтениях в звучании «живого хип-хопа».
Чем больше живых и разных инструментов — тем конечно лучше:). Мне нравится качать и под «минуса», но под живое сопровождение это конечно совсем нереальный кайф и драйв. Вся песня рождается и звучит единомоментно, каждый звучок в песне живёт и сливается в общую гармонию, в общем, песня оживает прямо на глазах:).
У нас накопился довольно приличный багаж треков и с каждым из них можно экспериментировать, придавая новое звучание. В нашем репертуаре есть даже один трек от моего старого друга White Hot Ice, под названием «Белыми листьями», который он нам любезно разрешил исполнять на концертах. По инструментам довольствуемся пока тем, что есть, но нам этого хватает. Живой состав это довольно не просто, плюс у нас в группе люди из разных городов. Но, как вы наверное, уже поняли, мы никогда не искали лёгких путей:).

Что привносят в звучание остальные участники DotsBand? Возможно, они играют в каких-то других стилях музыки и привносят их элементы в треки DotsBand?
Да у нас все ребята не связанные с хип-хопом изначально. В основном рокеры и панки:). Правда, у троих из них есть музыкальное образование, так что мы не все из подворотни:). Клавиш ник ВиктОр вообще преподаватель музыки в Екатеринбургском Колледже искусств, слушает классику, джаз и рок. Джей, барабанщик, любитель брейкса, рока и Еверласта, называет себя панком:). Гитаристы Андрэ и Жэка тоже оба по року. Басист Грел, вот этот персонаж — меломан, со смещением в джаз. Даже dj Ilassan, изначально не был связан с хип-хопом, когда мы познакомились в 97-м — он слушал Thunderdome и играл примерно такой же хардкоршце:). В общем, по хип-хопу больше мы с Сан чесом. Хотя, мы наверное все всё-таки меломаны, так как уважаем практически любую музыку, что сделана с душой. И работаем на стыке жанров. Каждый привносит что-то своё.

У тебя выходила книга «Необходимое одиночество». Разделяешь ли ты свои стихи и тексты песен? Либо творчество едино и уже из готовых текстов ты отбираешь те, которые больше подходят для песен и стихи, в чистом виде?
Скорее разделяю, чем нет. Хотя пару раз брал стих и делал из него песню — трек «Последняя Встреча» (припев — это сокращённый стих) и «Кольца спирали» (там первый куплет-это изначально стих).

Планируешь ли издание новой книги стихов?
Надеюсь её когда-нибудь написать. Недавно, при поддержке моих друзей с Хип-Хоп Точки, мы переиздали «Необходимое Одиночество», и я добавил туда несколько новых стихов. Как-то пореже стал писать стихи в последнее время. Сейчас пробую себя в прозе. Нужно чуть сменить формат.

Сегодня всё больше поэтов начинают читать свои стихи под музыку, и многие MC начинают писать стихи. Это развитие конкретных творческих личностей или же можно говорить о возникающей тенденции развития хип-хопа, его сближения с поэзией, и тем самым-расширения его границ? 
Лично для меня рэп — это, безусловно, один из видов современной поэзии и как я уже говорил — крик души. Это творчество, а творчество полюбому расширяет границы, а в некоторых случаях даже совсем стирает их. Если такое развитие, о котором вы говорите, есть — я только могу порадоваться этому.

Как бы ты сам определил ключевые изменения, произошедшие в твоём сольном творчестве в сравнении с релизами Многоточия и DotsFam?
Приходится писать больше куплетов:). Изменений ключевых, думаю, не произошло, так как идеи большинства треков Многоточия и DotsFam были мои. Поэтому теперь некоторые вещи получаются, возможно, более личными, чем раньше. Это и плюс, и минус одновременно, если вы понимаете, о чём я. Я люблю разнообразие взглядов в треках и честно иногда с ностальгией вспоминаю прошедшие времена, когда всё было иначе. Но всё проходит — и хорошо, что хотя бы есть что вспомнить.

Совсем недавно вышел твой новый ЕР «Следы на песке». Расскажи о нём. Этот альбом писался с живым составом музыкантов или под традиционные биты?
Это хип-хоп альбом, под классические биты с сэмплами. Биты в основном от моего кореша из Краснодара Булата, сведение и мастеринг тоже на нём. Присутствуют биты от Reglk (ваш земляк, кстати, из Минска), Динайса (Киев) и один стих под музло от dj Hassan. По дизайну мне в очередной раз помог Вадим Андросов (Бишкек), за что ему огромный респект! Как видите, плотно сотрудничаем с нашими братьями по постсоветскому пространству, пользуясь случаем, передаю большой привет всем своим друзьям в Украине, Беларуси, Казахстане, Киргизии и Грузии! Мне нравится и читать под бит и работать с живыми инструментами -так что я работаю в двух направлениях и, к удивлению, чувствую себя гармоничнее некуда:). Видимо, потому что я по гороскопу Близнецы:).В ближайшее время (тьфу-тьфу-тьфу) садимся писать альбом DotsBand, вот там всё будет живое.

Тематически новый ЕР продолжает альбом «Начало Света»? Какие-то новые темы тебя волнуют в последнее время?
Нет, не продолжает, после белой полосы для восстановления баланса поддадим немного жести. Этот альбом получился мрачноватым. Такая классическая для меня, монотонная шиза: самокопание, самобичевание, поиск смысла в прописных истинах, немного неангельской любви и раздачи подарков тем, кто заказывал. Как-то так.
Основная идея — что всё проходит и, лучше наверно прожить жизнь так, как тебе действительно хочется, но, не используя при этом других людей, не уча их как жить, когда сам не факт что живёшь правильно, а помогая им по возможности, созидая и прощая тех, кто искренне раскаялся. Отбросить все предрассудки и становиться лучше, вопреки внешним факторам и раздражителям. Познать себя, быть собой, работать над собой. Постараться жить настоящим, познавая мир во всем его великолепии и разнообразии. Задуматься над тем какие следы оставляем мы после себя, в частности в душах тех, кто нас любил и тех, кто нами дорожил… Хоть этот альбом и тяжёлый, но надежда в нём есть. На лучшее настоящее. Без неё никак. Спасибо журналу Слово за не тривиальные вопросы! Мир вашему дому!
© Руставели

Источник: http://punkway.ru/index.php/pread/raznoe/2359-2013-06-15-22-59-47

Рейтинг: 0

Похожие записи 

256 запросов. 0,720 секунд. 33.1510314941412 Мб

×
лого

 

или

Восстановить пароль
лого

 

или

Пароль не введён
Вход-03 Регистрация